Добро пожаловать, гость! [ Регистрация | Вход

Быть – это хорошо! Жить – хорошо! Живым – всё хорошо!

Интересно всем 14.03.2018

#вера #мысли

Большеглазый парнишка, неистребимо кудрявый и улыбчивый, вернулся из Италии с твёрдым желанием жениться – во что бы то ни стало.

Хорошее желание. Правильное. А если тебе 25, и ты полон решимости сделать мир счастливее, кто посмеет тебе возразить?

– У нас будет большой дом и много детей. Я буду учить их плавать. Мы станем ходить в походы и сплавляться по рекам…

Этого паренька я знаю с детства. Мой бывший ученик. Талантливый. Заботливый. Верующий. Невесту он ещё не нашёл, однако знает, что ему нужна девушка добрая и весёлая. Только одно условие…

Девушка должна быть не православная! Желательно – вообще из нерелигиозной семьи.

Недоуменно вскидываю брови:

– Но ведь ты вырос в церкви! Ты любишь службы, праздники, держишь пост, ходишь на исповедь… А девушка будет из другого мира.

– Так точно. Если это будет одна из наших православных девушек, – тогда, знаете что? Я просто умру от скуки. А  мне нужна добрая и весёлая. Где вы таких у нас видели?

«Кудрявый фавн» меня озадачил.

А ведь это верно! Если добрых христианок я могу вспомнить немало, то весёлых среди них не так уж и много.

Стоп! Что значит – весёлых? Он имеет ввиду – просто жизнерадостных! Не только христианок, но и христиан, которым бы нравилось жить.

Жизнерадостный – это человек, радующийся жизни, счастливый оттого, что он – жив, существует, дышит, ходит, просто – есть.

Это ведь такое естественное и, пожалуй, самое нормальное из чувств. Быть живым – очень хорошо! Живому – всё хорошо!

Сразу в памяти воскресли родные образы.

Мне 10 лет. Мама приехала из Армении с целыми сумками подарков.

Мне привезли белые кроссовки. Такие мягкие, воздушные, просто волшебные туфли. В таких не бегают, а летают.

Вот они замелькали там внизу, где-то далеко, где земля и люди, а я всё бегу, над дворами и переулками, легко убегая от дней и недель, смеясь оттого, что жив, и бегу высоко над миром, оставляя на земле белый весёлый след.

И всего-то счастья – весело бежать в белых туфлях. А больше ничего и не надо. Жить – хорошо!

А потом через несколько лет прочёл у святого волшебника Рэя Бредбери о тех же белых туфлях, в которых летел над миром Дуглас Сполдинг, двенадцати лет, главный герой «Вина из одуванчиков», сделавший однажды самое важное открытие в своей жизни: я – жив!

Верующему человеку эта интуиция должна быть особенно близка. Ведь и Христос миссию Свою в нашем мире определил простой и мудрой фразой: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).

Разве не логично после этих слов ожидать, что ученик Христов – это человек с избытком жизнелюбия и радости, человек, которому нравится жить, влюблённый в жизнь, благодарный Богу за то, что он – жив?

Вспоминаю недавнюю беседу с человеком, который подошёл ко мне после воскресной проповеди, в которой я как раз говорил о радости.

– О какой радости вы говорите, батюшка? Посмотрите вокруг: постные лица, испуганные глаза, виноватые взгляды – вы что, сюда всех депрессивных города собрали? Это они – живые? Это они жизни радуются и призывают «Жизни Подателя»? Это здесь изливается жизнь с избытком? Напуганные, закомплексованные, вечно боящиеся что-то нарушить, где-то отступить, пугающиеся даже тени улыбки, спешащие всякий раз на исповедь, как только съели пирожок, страшащиеся всего нового, скрывающиеся от вопросов, от риска, без которого жизнь пресна и неинтересна.

– Ну, зачем вы так, есть среди нас и нормальные. Вон, и известные политики обращаются к вере, и артисты, и спортсмены. Довольно известные личности – яркие, незаурядные и творческие, а кроме того – граждане и патриоты.

– Но ведь согласитесь: этих людей скорее терпят. В идеале, по мере погружения в церковную стихию они должны прийти к единственно правильному решению: уйти в монастырь, отречься от всего мирского, в том числе и от того, от чего горят глаза, что так нравится делать.

– Ну, скажете тоже…

– Послушайте, разве может православный спортсмен с безоглядным удовольствием и радостью делать то, чем он занимается? Не греховна ли его радость? Разве у православного актёра со временем не наступает раздвоение личности, оттого что его профессия просто терпима в силу неких обстоятельств? Если у учёного или бизнесмена оживают глаза от азарта открытия или хорошо организованного дела, вы не осудите его? Не станет ли оглядываться по сторонам православный, который очень любит путешествовать, узнавать новое, осваивать необычные профессии, снимать фильмы, строить дамбы, летать в космос? Что им там делать в космосе? Надо ведь Богу молиться, в грехах каяться, а вы призываете «сообразоваться миру», радоваться тленному и преходящему?

Есть правда в этих словах.

Говорю как священник. Свидетельствую.

Депрессивных людей немало среди верующих.

Причин этому довольно много, и, к сожалению, не всегда они только личные.

Атмосфера устоявшегося образа благочестия, стиль и канон поведения православного человека, негласно принятый в Церкви, приводят к неожиданным последствиям.

Люди сильно меняются.

И не всегда, – честно скажем, – в лучшую сторону.

Как много я встречал православных людей, которые не любят просыпаться по утрам от вечной депрессии, от постоянной мысли: «У тебя нет основания жить».

Мы не радуемся жизни, а тянем «своё православие», как лямку бурлака:

«Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть, –

Так лучше было бы ещё…» (Н.А. Некрасов).

Сколько народу православного регулярно впадает в беспробудное пьянство, запои и загулы – «во вся тяжкая», оттого что меру свою так и не нашли и ходят в чужой одёжке.

И большое счастье, если вы однажды проснётесь и поймёте: никто, оказывается, и не требует эту лямку жизни тянуть!

Господь от меня этого не хочет, и не нужно тонуть в водке или же уходить из Церкви, чтобы найти искомую радость жизни. Она здесь – в Церкви, в жизни перед очами Божиими.

Ты только успокойся, угомонись, оглянись вокруг и позволь себе быть самим собой – таким, как Господь тебя задумал – святым, добрым и весёлым.

Помните историю пророка Давида?

Мальчик-пастушок принёс старшим братьям обед в стан израильского войска. Со стороны поля битвы долетали неистовые крики огромного нетопыря Голиафа. Он вызывал на бой хоть кого-нибудь из этих коротышек, которые возомнили себя воинами.

Который день – никого.

И вот парнишка с узелком лепёшек предложил отчаявшемуся царю выпустить его, – уж он знает, как с этими великанами справиться. А царь первым делом стал одевать мальчика в воинские доспехи, сдерживая горький смех, – такой он был забавный в этих шлемах и латах, едва ходил.

Но ведь это правильно – чтобы воин выходил на брань в доспехах! Как же ещё, как по-другому?

Но Давид эти правила нарушил. И, может быть, именно эта решимость и сделала его Давидом.

Дальше мы знаем: одно ловкое движение – полёт камня по правильной траектории – попадание в самое слабое место великана – в голову…

У каждого из нас – своя мера, свой стиль.

У каждого человека – свой ритм и стиль жизни, уникальный и неповторимый, не предписываемый извне, а находимый самостоятельно путём проб и ошибок.

Просто стиль жизни православного человека не может быть раз и навсегда унифицирован и предписан каждому без исключений.

Стилей жизни верующего человека может быть много.

Все люди разные, и не может 14-летний мальчик смиренно сидеть рядом с мамой целый день, слушая по третьему кругу благодарственные молитвы и акафисты.

Было такое старинное выражение – «снимать узоры», то есть копировать определённую манеру поведения, способ реализации себя в творчестве, в управлении, в решении вопросов.

Мальчик «снимает узоры» с отца, учителя, тренера.

Девочки часто копируют матерей и успешных подруг.

А если рядом нет человека, с которого мне можно было бы «снимать узоры» по своему размеру?

Не бойтесь «снимать узоры» с «внешних» людей – даже нецерковных. Среди них немало порядочных, и – кто знает? – может быть, и святых людей.

Один из моих любимых писателей – Борис Житков – всем нам хорошо известный с детства. Это был человек с неистребимой жаждой жизни.

Кем он только не был? Астрономом, химиком, пиротехником, моряком, геологом, плотником, подпольщиком-революционером, дрессировщиком, дипломатом, торговым агентом, педагогом – ему это всё страшно нравилось!

А ведь это ещё не всё!

Вы слышали, что он был балетмейстером и скрипачом? А в 32 года он написал свой первый рассказ и уже больше не останавливался.

Лидии Чуковской он говорил, что ложится спать с неуёмным желанием побыстрее проснуться – чтобы ещё больше увидеть, больше узнать, пережить: «Вот как если б мне в детстве целый ящик игрушек принесли и только завтра можно его раскупорить».

Чем не учитель жизни?

И многие ли из верующих людей могут подписаться под этими чудесными словами?

А ведь это очень правильное настроение, очень верное отношение к жизни!

Песни Виктора Берковского слышали все, но не многие знают, каким он был жизнелюбом, и именно эта жажда и радость жизни привела его к музыке.

Будучи уже почти 40-летним дяденькой, он впервые взял в руки гитару.

А потом пол-Москвы смеялось, когда он, кандидат наук, поступил в музыкальную школу и 4 года усердно посещал все занятия.

И вот – освоил нотную грамоту, «приручил» гитару, и мы до сих пор с замиранием сердца слушаем его неповторимый голос и гениальные песни.

Православный человек может быть не только монахом и священником, регентшей или свечницей, но и политиком, спортсменом, успешным актёром, которому нравится то, что он делает безо всяких укоров совести.

Среди наших святых большинство – монахи и епископы, но на самом деле, перед очами Божиими наша земля родила столько святых, что их не вместит никакой месяцеслов.

Я думаю, что среди тех, кто обладает талантом неутомимого путешественника, предпринимателя, создающего новые рабочие места, учёного, влюбленного в науку, тренера, обучающего детей боксу или футболу, профессора, заражающего студентов азартом к чтению и мысли, актёра, утешающего миллионы людей своей игрой, – есть подлинные святые.

Потому что святой человек – это, прежде всего, человек благодарный. А самый очевидный признак благодарного сердца – это когда вам очень нравится жить.

Ведь Господь для того и создал нас, чтобы мы жили и получали от этого радость.

Живым – всё хорошо!

Быть – это хорошо!

Жить – хорошо!

И что мы можем Богу воздать за этот дар? Да Он ничего и не требует. Только бы мы жили и не убивали в себе грехами и глупостью этот радостный восторг и жажду жизни.

Архимандрит Савва (Мажуко), насельник Свято-Никольского монастыря города Гомеля

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

 

Всего просмотров: 59, за сегодня: 1

  

Рекламные ссылки

[bdotcom_bm bannerid="1356"]

Оставить отклик

Необходимо авторизоваться, что бы комментировать.